vaddim (vaddim) wrote,
vaddim
vaddim

Categories:

Проникая в Москву - глубины

Для меня город становится своим, когда наполняется воспоминаниями. Типа, тут я баннер вешал, тут с гулял с прекрасной Энн, тут учился, тут женился, тут разводился... и так далее. Моя любимая Москва для меня сейчас плотно заполнена памятными местами, возможно, еще и за это я так ее люблю. Но было до сих пор место, где я побывать не смог - как подобает прекрасной недоступной деве, Москва строго охраняла свою вечно теплую и темную норку - тоннели метро. В диггеры я не пошел, ибо стараюсь чтить уголовный кодекс, да и мне казалось неэтичным ради своего развлечения лишать сна десятки людей - сотрудников охраны и метрополитеновцев, которым предстоит меня ловить по вентшахтам. И вообще - мне нравится все делать по взаимному согласию и к взаимному удовольствию, в том числе лазить в тоннель. И вот мой час настал - Москва сама пригласила меня.
Выглядело это просто -
как известно, сейчас ведутся работы по созданию в метро сети Wi-Fi, чтобы дорогие столичные хипстеры, и я в их числе, могли наслаждаться прелестями Интернета на своих Айфонах и Нокиях. Для этого надо протянуть по тоннелям сотни километров кабеля, чем мне и предложили заняться. Все как обычно - сроки горят, все в панике, люди нужны, но пропуска делать некогда. Не буду пока вдаваться в интимные подробности, как мне успели сделать пропуск, но вечером я уже в офисе телекоммуникационной компании - куча барахла в углу, от старых компьютеров до страйкбольных автоматов, доблестные метрокабельщики режутся в компьютерные стрелялки, вяло отгавкиваясь от такого же молодого босса и попутно рассказывая сальные анекдоты. Ржач, сигаретный дым, бардак - все как я люблю, кроме пожалуй дыма.
Мчимся на микроавтобусе по ночной Москве - сегодня тянем кабель от Спортивной на Фрунзенскую. Предъявляю рабочий пропуск, прохожу на платформу - в моей коллекции способов пройти в метро появился еще один. Надеваю "рыжуху" - оранжевую жилетку, переодеваюсь в рабочую одежду. Подошли полицейские, проверили пропуска, отошли. Сидим, бригадир играет на компе, кто-то спит, я волнуюсь - совсем скоро работать, не подведу ли бригаду? Пришел технадзор - сегодня он в обличье веселого мужичка, со смартфоном и в неизменной оранжевой жилетке. Снова показываем пропуска, составляется список, обсуждаем, по какому пути идти и как что делать. Речь тружеников тоннелей изобилует сленгом: - мотовоз называют "хозяйкой",  "шиться", "бухтиться" - соответственно проталкивать кабель в некое отверстие и собирать в бухту. Про "рыжуху" я уже писал. Силовые кабели называют "силой", оптические - "оптикой". В целом метрофеня понятна и перевода отдельно не требует. Продолжаем гулять по перрону, дежурная по станции открывает служебный туалет, и все радостно набиваются туда - покурить. Наконец гаснет лампочка, показывающая наличие напряжения на контактном рельсе, но на рельсы все равно нельзя - ждем, пока пройдут "хозяйки" - дежурная по станции говорит, что их сегодня три. Вот прошел первый мотовоз, на платформе - бетономешалка и куча гравия. Второй мотовоз везет какие-то металлоконструкции. Третий - наш, с бухтой оптического кабеля на платформе. Женя с Володей прыгают на платформу, готовят кабель к подаче, приподнимают катушку на винтах, чтобы легко разматывалась. Открывается дверь в конце перрона, мы спускаемся на рельсы - свершилось, я попал в запретную зону.
Как же там, в тоннелях? Первое впечатление - довольно чисто, чище чем на железной дороге - мусора нет, как мне объяснили, среди работников метро считается "западло" кинуть мусор на пути. Но пассажиры кидают кое-что в окна - поэтому с нами спускается молодая симпатичная женщина с сумкой для мусора и в неизменной "рыжухе" и скрывается в тоннеле. Технадзор за ней не идет, идет с нами. Под перроном станции - кабельный коллектор, узкий и тесноватый лаз  примерно два метра в ширину и метр в высоту - там уже лазит самый бойкий из нас. Возле входа в тоннель лежат бухты силового кабеля - бросаюсь к ним, начинаю скусывать стяжки, которыми бухты закреплены с прошлой ночи. Времени на работу мало, все суетятся, Женя - бригадир отдает команды, но всем и так понятно что делать. "Хозяйка" уходит в тоннель, оставляя за собой оптический кабель, "сила" тоже пошла - кто-то уже тащит кабель за конец. Вижу, что кабель идет тяжело, рывками - хватаю и иду с ним. В тоннеле светло, но не как на станции - лампочки накаливания примерно каждые десять метров. Мне вспоминается конечно книга "Метро 2033", но ни мутантов, ни огромных крыс не наблюдается. Крыс в тоннелях вообще нет - им банально нечего там есть, мазутом и кабельной изоляцией сыт не будешь. От станции тоннель понижается, в середине тоннеля - вентиляционная шахта, с улицы поддувает холодком. Тут же насосная станция, оттуда выглядывает добродушный мужик с сигаретой и в вечной оранжевой жилетке. Технадзора не видно, можно достать фотоаппарат и пофоткать, только вот что тут снимать - просто темный тоннель с лампочками, интересного мало. По стенам кронштейны для кабеля, на них уже лежат десятки чужих кабелей, на некоторых - бирки с надписями типа: "опт.лин.свз.МТС 2002г". Некоторые кабели настолько старые, что битумная изоляция потекла от времени, обнажив металлическую ленту, никаких бирок на них нет. Слева решетчатые двери, на них прекрасная эмалевая табличка из тридцатых - "Женская уборная". Еще через сто метров - табличка "телефон", но самого телефона нет - спрятан где-то в металлических ящиках, закрепленных на стенах. Хорошо видно, что тоннель в этом месте чугунный - болтами скрепленные тюбинги ничем не закрыты, все покрыто старой пылью и маслом, даже не ржавое. Тащу за собой кабель, иду быстрым шагом, налобник высвечивает шпалы, таблички с номерами пикетов, светофоры...
Ржавчина появляется возле гермоворот - здоровая стальная пластина в стене должна выезжать при потопе или авианалете, и надо сказать, выглядит это все не сильно заброшенным - если включить, авось и закроется. Двигатели привода свежие на вид, ржавчины на воротах не больше, чем на моей машине. Нас гермоворота не радуют - кабели проходят их по трубам, запечатанным цементом, так что это сильно нас замедлит. Ребята остаются проходить гермоворота, я иду дальше, теперь я укладываю  кабель на кронштейны, строго на одни и те же - а то технадзор жалобу напишет. Крепятся кабели пластиковыми стяжками. Впереди хорошо видны огни станции, но тут - упс! внезапно обнаруживаю путевой светофор, кабель должен пройти под ним, но не прошел. Протаскивать его - значит вытащить весь кабель из тоннеля, а он уже уложен более чем наполовину. Бросаюсь к креплению светофора - он привинчен к тюбингу ржавым болтом на 13, покрытым минимум десятью слоями черной краски. Вытаскиваю пассатижи, тороплюсь - нет, не получается сорвать болт. Бегом бегу назад к гермоворотам, прошу гаечный ключ, бегом обратно, отвинчиваю болт, пропихиваю кабель, болт на место - ура! Успел, дальше прямой тоннель безз препятствий.
Через пятнадцать минут я уже вижу перрон и свет "цивильного" метро. Кабели перед входом на станцию  уходят под потолок, и приходится тащить лестницу, чтобы залезть и уложить кабель наверху. Наш технадзор уже сменил суровую маску на добрую, дает дельные советы, всеобщая суета захватила и его. Сам дядька ничего не делает руками, но иногда совет оказывается весьма ценным, чувствуется что он хорошо "в теме" что где лежит и как это делали наши предшественники. Закрепляю кабель на арке, остатки сгружаем в коллектор и собираем в бухту - ночь уже заканчивается, вот ушла наша "хозяйка", вот еще одна прогремела на базу - скоро включат напряжение на контактном рельсе, всем надо выходить. Рысцой, подгоняемые технадзором, выбегают из тоннеля ребята, проходившие гермоворота - успели! Технадзор идет записывать у дежурной по станции тех, кто вышел из тоннеля, а мы идем в служебный туалет - мыться. Еще одна рабочая ночь позади. Переодеваемся, пьем кока-колу, выходим наверх и на нашем автобусике едем по домам - кто-то ляжет спать, а кто-то умоется, хлебнет чаю и пойдет на дневную работу - как я.
Tags: нетленка, репортаж москва
Subscribe

  • Как провести день в Марракеше

    Напишу-ка я о Марракеше - за отчетами о поездках как-то и забылась привлекательность Марракеша как города, я сейчас вообще почти не гуляю по центру…

  • Один день большого города

    Прощаюсь с Мехико-сити - завтра еду в Гвадалахару, а вчера погулял напоследок по городу с фотоаппаратом. Сегодня сделаю экспериментальный "пост…

  • Сказка о двух самолетах и памятнике

    (посвящается дню работников гражданской авиации) Сегодня рассказывал дочке сказку – как всегда, экспромтом. Обычно я забываю сказки по мере…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Как провести день в Марракеше

    Напишу-ка я о Марракеше - за отчетами о поездках как-то и забылась привлекательность Марракеша как города, я сейчас вообще почти не гуляю по центру…

  • Один день большого города

    Прощаюсь с Мехико-сити - завтра еду в Гвадалахару, а вчера погулял напоследок по городу с фотоаппаратом. Сегодня сделаю экспериментальный "пост…

  • Сказка о двух самолетах и памятнике

    (посвящается дню работников гражданской авиации) Сегодня рассказывал дочке сказку – как всегда, экспромтом. Обычно я забываю сказки по мере…